«Развитие
диалогической речи»
Взрослые, и в первую
очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка
развивалась правильно и своевременно.
Диалогическая
речь – это один из компонентов связной речи. Она представляет собой особенно
яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь является
психологически наиболее простой и естественной формой речи, возникает при
непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном
в обмене репликами.
Дети
шести - семи лет должны научиться объединять в распространенном ответе краткие
ответы своих товарищей, более точно отвечать на поставленные вопросы. Обучение
детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием
навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не
отвлекаться, не перебивать собеседника.
Эффективным
методом развития диалогической речи являются разнообразные игры, которые можно
проводить дома, на прогулке с ребенком, по дороге в детский сад, в магазин и
т.д. Это сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные, игры – инсценировки,
игры – драматизации.
Сюжетно – ролевые игры способствуют
формированию и закреплению диалогических умений. Для активизации детских
диалогов в таких играх необходима соответствующая атрибутика – игрушечные
телефоны, радио, телевизор, касса, микрофон и др.
Например,
«Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в цветочный магазин»,
«Интервью» и др.
Дидактические игры закрепляют усвоенные
детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Для развития
речи разработано много дидактических игр, в которые родители с детьми играют дома:
«Маковое зернышко», «Факты», «Согласен, не согласен», «Что в чудесном
мешочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан» и
др.
Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, формулировать правильно вопрос. К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Король», «Кошка и мышка» и др.
В домашних играх – инсценировках и играх –
драматизациях ребенок координирует игровые действия с партнером (членом семьи),
упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
Например, игры – драматизации «Теремок»,
«Курочка Ряба», «Маша и Медведь», настольный театр «Капитан», «Тим и Том»,
кукольный театр, игры с пением –
хороводы, и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий