«ТРИЗ это хорошо. Почему?»
Каждый ребенок по - своему гениален. Ежедневно он задает взрослым массу вопросов. Хорошо бы сделать так, чтобы ни один детский вопрос не остался без внимания взрослого. Мы взрослые не имеем права своим молчанием «подавлять» инициативу творчески мыслящего человека. В каждом ребенке сидит масса фантазий, которая не нашла еще своего применения в жизни. Таким образом, нам взрослым надо помочь детям. В этом может помочь ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. К каждому вопросу, заданному ребенком, надо подходить творчески. Во-первых любой предмет или объект надо рассматривать, как целую систему. Ведь даже пустяковый предмет из чего то состоит, какую то функцию выполняет, чем то этот предмет был раньше, и чем то он станет в будущем. Примерно так надо рассматривать каждый предмет. Вот еще сказки. Ведь не каждая сказка заканчивается так, как нам хотелось бы. Можно легко изменить конец сказки, сделать его таким, каким больше всего хотелось бы. Вот например, почему волк в «Красной шапочке» - должен проглотить Красную шапочку и бабушку, а потом выплюнуть. Можно сделать так, что волк по дороге к дому бабушки, попадет в капкан, или он устанет, или полюбит Красную шапочку, что заставит его отказаться от своих злых намерений. Сказки можно придумывать дома, сидя на диване, или во время укладывания ребенка спать. Можно брать знакомых героев, но изменяя при этом сюжет сказки; можно придумать по рисунку: взять за основу один или несколько героев. Еще одно - игры. Игры каждый день «Хорошо-плохо». Предложить детям назвать любое слово, любой предмет, явление. И это слово рассматривать сначала с хорошей стороны, а потом с плохой. Например, зима - это хорошо! Почему? (Потому что снег, новый год, катание на лыжах, санках). Но зима - это плохо. Почему? (Потому что холодно, дует холодный ветер, гололед, можно упасть, разбиться). Перед ребенком открывается как бы тайна обратной стороны медали. На языке ТРИЗ это называется «двойной замок» или «тайна двойного». Аналогичные игры
«польза -вред», «наоборот», «зато» - игры на умение видеть противоречия: «чем может быть», «превратим в». Например, чем может быть листок, точка, палочка, грибок? Помимо многообразия функций предмета, дети осваивают еще и азы воображения. А воображение важнее знания, ибо знание ограниченно, воображение же охватывает все на свете, стимулируют прогресс и являются источником фантазии. Своеобразны и хороши игры на системный анализ. Любые вещи, на первый взгляд, казалось бы, далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что -то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную, принадлежности). Чем связаны между собой пуговица и микроскоп? (Пуговица круглая, у микроскопа много круглых деталей, в ушко пуговицы можно смотреть, в микроскоп то же можно смотреть). Что общего у звездочки и облака? (Оба на небе). Что общего у капельки и кузнечика? (Оба прыгают, оба маленькие). Освоив и поняв смысл этих игр, вы научитесь и сами придумывать игры и упражнения. А попробуйте вы рисовать камешками, т. е. выкладывать узор, рисунки из камешков. А из веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь.
Вечером, наблюдайте с детьми за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи и сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и не живой природой поможет детям увидеть тайну изменений и превращений. И сделают дети самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого то, или что то похожее. Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развиться психологической инерции - злейшему врагу всего нового прогрессивного, необычного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий