Консультация для родителей и воспитателей
"Мнемотехника как эффективное средство
развития связной речи"
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее
связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи, коммуникативная, осуществляется в двух
основных формах – диалоге и монологе.
Понимание детьми связной речи взрослых, осознание ими слышимого звукового
потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов,
морфем, т. е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение
связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты -
предложения, слова и т. д. Чтобы помочь ребенку в развитии этой способности и
тем самым облегчить ему усвоение связной речи, необходимо при подготовке
дидактического языкового материала учитывать некоторые особенности
словообразования и грамматических форм, которые обычно вызывают затруднения.
1. Сочетание языковых знаков имеет новый смысл, отличный от смысла каждого
из использованных в этом сочетании языковых знаков. При образовании слов из
морфем, словосочетаний из слов, предложений из словосочетаний происходит
интеграция (слияние в единое целое) смыслов исходных элементов.
2. Определенной трудностью для детей при усвоении ими родного языка
является вариативность знаков, т. е. та особенность языка, по которой для
обозначения одного и того же вне языкового явления (одного обозначаемого) часто
используются разные материальные языковые средства (разные обозначающие) .
В ДОУ развитие диалогической речи осуществляется с помощью методов:
разговоры с детьми; беседы; различные виды игр (театрализованные,
дидактические, подвижные) ; специально организованные ситуации; словесное
поручение.
Обучение монологу в ДОУ осуществляется через следующие методы и приёмы:
совместное рассказывание (ребенок и взрослый) ; образец рассказа; анализ
образца рассказа; план рассказа; коллективное составление рассказа; составление
рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов; мотивационная
установка.
В зависимости от возрастных особенностей детей, от психического процесса,
которое лежит в основе детских рассказов, в дошкольном учреждении планируют
различные виды рассказов.
1. рассказывание по восприятию: описание игрушек, предметов, явлений;
картин
2. рассказывание по памяти: из опыта (личного и коллективного) ; пересказ
литературных произведений.
3. рассказывание по воображению.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и
связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими
людьми.
Для того чтобы обеспечить наиболее эффективное развитие связной речи
необходимо использовать мнемотехнику (мнемосхемы, мнемотаблицы). Также
мнемотехника очень эффективна при разучивании стихотворений. Мнемотаблицы
помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала,
который надо заучить наизусть или пересказать. Опорную табличку может сделать
любой родитель совместно с ребенком.
Преимущества:
1. зрительные образы хорошо запоминаются.
2. дети любят рисовать, поэтому работа не будет напрягать.
3. ребенку приходится много раз перекодировать информацию: слово в образ и
наоборот. Это очень полезная работа, так как в мозге образуются и укрепляются
межполушарные связи.
Начинать обучение надо со знакомых сказок, стихов. Сказки сродни игре,
поэтому ребенку проще установить ассоциации со знакомыми персонажами. В любой
сказке хорошо просматривается последовательность действий героев. Первую
таблицу надо сделать взрослому.
Последовательность работы с мнемотаблицей:
1. Рассмотрите с ребенком, что нарисовано на таблице. Какая сказка здесь
спряталась? Обратите внимание на особенности героев, которые вы изобразили.
2. Предложите ребенку пересказать историю с опорой на картинки (образы).
Помогите в случае затруднений.
3. Мнемотаблицы следующих сказок рисуйте вместе с ребенком, чтобы он видел,
как вы это делаете и учился. Опоры в таблицах – главные герои и
последовательность их действий.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста и возраста
ребенка: для малышей достаточно 4 или 9 ячеек. Чем старше ребенок и чем больше
у него опыта, тем больше ячеек могут содержать мнемотаблицы.
А также мемотаблицы можно использовать в играх:
- восстанавливать последовательность картинок по памяти;
- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые
относятся к данной теме;
- определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;
- найти лишнюю картинку;
- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
- игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок
текста, а ребенок находит картинку.
Дети сами быстро научаются создавать таблицы для запоминания. Мнемотаблицы
можно использовать с детьми младшего возраста. Мнемотаблицы помогут
активизировать непроизвольную память и развивать визуальное мышление. Научив
детей использовать, а потом и самостоятельно их создавать, вы решите много
проблем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий